Братья Карамазовы (2009)

сериал Братья Карамазовы (2009)

Актеры:
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Режисер:
Юрий Мороз
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (03.02.2011)
Рейтинг:
7.85
7.50
В конце XIX века в небольшом провинциальном городке России разгорелись жаркие страсти между почтенным ветераном общества Фёдором Карамазовым и его трём взрослым сыновьям — Митей, Иваном и Алёшей. Сложные отношения между отцом и старшим сыном Митьей не ограничиваются только спорами по поводу наследства; они омрачаются ещё более серьёзными причинами, в том числе увлечением обоих мужчин одной и той же женщиной — очаровательной Грушенькой. Между тем, внебрачный сын Фёдора Карамазова, по имени Смердяков, использует эту конфликтную ситуацию для достижения собственных целей, незаметно вставая во главе кипящего водоворота событий. Его действия добавляют ещё больше интриг и неожиданных поворотов сюжету уже сложной семейной драмы.
Рецензии
Объявление о том, что самый масштабный роман Фёдора Михайловича Достоевского будет экранизирован в форме телесериала, первоначально вызвал у меня некоторое разочарование. Как человек с пристрастием к литературе, я мало скептична относительно перевода русской классики на телеэкраны, поскольку крайне редко наблюдаю качественные телевизионные проекты в нашей стране. Мои опасения были связаны с возможным искажением сюжетных линий и добавлением излишних эротических элементов. Однако после того, как я посмотрела сериал, мое мнение радикально изменилось, и теперь я восхищаюсь этим проектом. Мне приятно отметить уважительное отношение создателей к оригинальному произведению Достоевского. Почти все сюжетные линии сохранились в полной мере (к сожалению, исключение составила история "Мальчики"), а глубокие философские размышления о человеке, любви и религии были представлены в максимально верном виде. С первых минут я улыбнулась игре Сергея Горобченко, сразу поняв его точное воплощение образа Мити Карамазова — живого, откровенного персонажа с большим сердцем и страстной натуры. Долгое время я наблюдала за Александром Голубевым (Алеша), но в конечном счете приняла его трактовку этого сложного героя. Сергей Колтаков поразил меня своей играющей Федора Павловича Карамазова, который буквально олицетворяет бодрость и энергию. Его персонаж живет на грани обычности и безумия, создавая впечатление полностью нового подхода к образу. Особое упоминание заслуживает Павел Деревянко. Многим он известен своей заметной ролью в комедии "Гитлер капут!", но даже если вы не являетесь поклонником этого жанра, его игра в сериале оставляет неизгладимое впечатление. Сначала я смотрела на него через призму этой роли и несколько предвзято. Однако со временем моя оценка изменилась, и теперь могу сказать, что его исполнение Смердякова — один из лучших моментов фильма. Его образ вызывает множество противоречивых эмоций: от злобы до уважения, от антипатии до сочувствия. Деревянко мастерски передает эти чувства, за что я могу с уверенностью назвать его работу наилучшей в сериале. К сожалению, Светлана Ивановна не произвела на меня должного впечатления: мне не удалось увидеть в ней горделивую и уверенную в себе женщину. Декорации, работа оператора и костюмы — все это еще более усилило мой положительный опыт от просмотра. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что экранизация последнего романа Достоевского, несмотря на некоторые недочеты, представляет собой достойную работу.
Сериал, по моему мнению, оказался весьма успешным, несмотря на то что был значительно сокращён по требованию руководства канала, сохранив при этом свою глубину и эстетическую привлекательность. Сценаристы акцентировали внимание на внутреннем мире братьев Карамазовых, уступая место общественным темам лишь частично. Актерская игра порадовала во всех её аспектах. Трое братьев были проникновенно изображены каждым в своём роде: живыми и правдоподобными, что сделало их персонажи убедительными. Вначале я долго наблюдала за игрой Ивана Голубева, но затем он полностью оправдал мои надежды. Особое восхищение вызвал Павел Деревянко — его образ был настолько многогранным и глубоким, что вызывал как отвращение, так и любопытство, а иногда даже сострадание. Белинский же представил Ивана в том виде, который я себе и представляла: горячий и страстный, тщательно подбирающий слова на своём пути к осознанию. Среди актрис наибольший интерес вызвала Лядова — её голос, манера поведения и женская самоуверенность убедительно доказывали её значимость для ключевых персонажей романа Митрия и Фёдора Павловича. Операторская работа также была на высоте: каждая серия выглядела живописно, создавая полное ощущение достоверности. Сценарий, хотя некоторые могли бы найти в нём недостатки из-за сокращения некоторых эпизодов (например, поведение маленьких мальчиков и линия отца Зосимы), оставил все ключевые моменты. Одним из самых удачных решений стало представление каторжников — их постоянное присутствие в начале серии добавило истории глубины. В целом, воплощение романа на экране стало настоящим подарком для любителей произведения Достоевского. Книга «Братья Карамазовы» одна из моих самых любимых, и я рада, что нашла в сериале верную интерпретацию её идеалов.
В каждом втором персонаже Московского Художественного театра чувствуется профессионализм актёрской игры, который обычно впечатляет на сцене, однако здесь он вызывает лишь раздражение. Действия происходят хаотично и непонятно, а поведение персонажей не соответствует реалистичному облику людей. Диалоги написаны так искусственно, что они выглядят совершенно натяжными и неестественно вписываются в ход событий. Не стоит забывать о том, как примитивно и скучно звучит сам сюжет. Просмотр фильма требует огромных усилий. Приходится постоянно делать паузы, чтобы разобраться в последних действиях персонажей и понять, что именно они хотели друг от друга сказать и по какому поводу. Видимо, авторы не уделяли особого внимания ни развитию диалогов, ни подаче информации. К сожалению, содержание картины примитивно до крайности и скучно настолько, что вызывает физическое отвращение. Оно напоминает сюжет для телевизионного сериала первой полосы ведущих каналов страны. И даже название может остаться прежним, ведь это уровень качества, который находится на самом дне возможностей. Сегодня, имея все доступные знания и исторический контекст, можно с уверенностью сказать о том, что это время давно прошло. В те годы люди предпочитали уделить внимание не самообразованию и познанию мира, а проводили своё время в бесконечных возлияниях на чужие деньги или потратили свои на бесполезные дела. Они трудились под влиянием эмоций и мыслей о высшем начале, лишь затем чтобы встретить наказание в виде каторги. Настоящим счастьем является то, что эти времена ушли в прошлое, а русская классика начала постепенно выходить из активного использования. С её эпохой закончился и определённый этап развития литературы и театра, который можно смело оставить в истории культуры как завершённый период.
Поначалу просмотр сериала ошеломил меня глубиной и многогранностью его содержания, переданной с невероятным дотошеством и, в некоторых случаях, почти дословно. Однако затем начались моменты, когда чувствовалось, что некоторые сцены были урезаны, а их ключевые элементы остались за кадром. Например, диалог Смердякова с Павлом Федоровичем о вере в Бога был существенно сокращен, либо пропущен полностью. То же самое можно сказать и об истории солдата, чья неспособность действовать вопреки своей религиозности была лишь намеком, а не полноценной сюжетной линией. Дмитрий Федорович, прикрываясь пистолетами и отправляясь к «Лягавому» за тремя тысячами рублей, оказался в центре одной из таких урезанных историй. В целом, было бы предпочтительнее уложиться в 16 серий с полным рассказом всех событий, вместо того чтобы искажать содержание в рамках стандартных 12 серий. Хотя сериал в общем и целом доставил мне удовольствие, есть один существенный минус. Не дочитав роман до конца (примерно на 700 страницах из 830), я решил узнать, как актеры представят героев книги. Но оказалось, что начало сериала — это выдуманная концовка романа! Это было совершенно неприемлемо и стало настоящим ударом по моей заинтересованности. Благодаря тому, что я быстро понял несоответствие на первых кадрах, успел выключить сериал до того, как просмотрел все начальные эпизоды. Если бы мне сначала сообщили об осуждении Дмитрия, последние 150 страниц были бы для меня совершенно невыносимы. Это, несомненно, большой и значительный недостаток в создании адаптации классического произведения.
Серия весьма достойная, которую я смотрела с большим удовольствием — это редкость для того, что можно назвать «классикой» (последний раз такой восторг был от просмотра "Идиота"). Всегда предполагала, что Анатолий Горобченко уже достиг пика своих возможностей и не сумеет взяться за столь сложный проект. Однако он полностью оправдал все мои надежды, как это всегда было прежде. Заслуживают особого упоминания актёры Дмитрий Деревянко, Елизавeta Голубева и Евгения Исакова — их талант не ограничивается только словами похвалы. Что касается Лены Лядовой в роли Грушеньки, то она меня не слишком впечатлила. Я лично считаю, что её игра недостаточно глубока для такой сложной и многослойной героини. Хотя нельзя сказать, что она была плохой актрисой, но выбор на эту роль мог быть более удачным. Возможно, следовало найти исполнительницу, способную передать все нюансы персонажа с большей степенью достоверности и проникновенности. В эпоху, когда телесериалы создаются в огромных масштабах практически ежедневно, такие исключительные примеры мастерства и удачи действительно радуют.