сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(20.11.2013)
Рейтинг:


Население Нидерландов, прославленное своей независимостью и жизнелюбием, живет под тяжким игом испанского короля. Гнетуторы и палачи терзают их души, а костры инквизиции прокладывают огненный след по всей стране. Два товарища — храбрый Тиль Уленшпигель и всегда находчивый Ламма — стремятся восстановить спокойствие и порядок в родных землях. В погоню за этой целью они преодолевают множество препятствий, проходят через ужасающие испытания и рискуют своей жизнью. Однако их непреклонная решимость и бесстрашие в конце концов приносят им желаемые результаты. Лента основана на легендарном произведении Шарля де Костера.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Часто ли вы слышали фразу: «книга лучше фильма»? В известной степени это правда, ведь когда мы читаем книгу, наши воображения живописуют вполне определенные образы. Мы видим главных героев и места, описанные на страницах романа, в своем собственном свете. Но порой то, что мы представляем себе, не совпадает с тем, что режиссер решил воплотить на экране. В результате возникает чувство разочарования от того, что реальность не соответствует нашим ожиданиям, и общее впечатление от фильма или сериала оказывается недостаточно ярким.
Однако особенно приятно, когда между книгой и экранизацией нет такого расхождения. Такие произведения ценятся особо высоко. Вот как это было у меня с фильмом «Легенда об Уленшпигеле». Вначале я смотрел его с определенным скепсисом, ведь роман Шарля де Костера входит в мой список любимых литературных произведений, и я прочитывал его неоднократно, каждый раз находя новые детали и уловки автора. Естественно, к экранизации Алова и Наумова я подошел с некоторыми опасениями.
Особенно смущала меня мысль о том, что фильм не является точным повторением книги. Создатели откровенно заявили, что их работа — это кино по мотивам оригинала, а название они изменили на «Легенда об Тиле». Это казалось шагом в сторону от истоков, однако позже я узнал, что смена имени героя была намеренной. Авторы хотели подчеркнуть реалистичность повествования и то, что описываемые персонажи — это люди со всем набором человеческих эмоций: страх, сострадание, любовь, ненависть и боль.
Первоначально я не знал об этом. Может быть, если бы был в курсе этой информации заранее, мой скептицизм испарился бы намного раньше. В действительности режиссеры очень бережно отнеслись к тексту романа, оставив его атмосферу неизменной и сохранив суть произведения. Несмотря на небольшие изменения в деталях, дух оригинала был полностью сохранен.
Фильм состоит из двух частей: «Да здравствуют нищие» и «Пепел Клааса», однако они тесно связаны друг с другом. Действительно, просмотр второй части без первой может быть затруднительным. Вторая часть раскрывается в полной мере только при условии предварительного знакомства с первой.
Кроме того, стоит отметить работу над звуковым рядом и цветовой гаммой фильма. Композиторы проделали огромную работу по созданию атмосферы тех времен: они использовали песни и музыку 16 века, вплетая их в современные мотивы Вивальди и композиции Николая Каретникова. Это дало фильму уникальную ауру той эпохи.
Цветовая палитра фильма также является одним из его сильных сторон. Дизайнеры умело передали насыщенные краски Испании 16 века: грязно-оливковые здания и тяжелые черные улицы, контраст между серостью и яркими вспышками света. Это не просто декорации — это полноценная реальность того времени.
Особое внимание хочется обратить на работу декораторов и костюмеров. Их труд делает фильм живым и реалистичным, позволяя зрителю ощутить вкус жизни тех времен без помощи современных спецэффектов.
Но самыми впечатляющими аспектами фильма стали актерские работы. Здесь собраны настоящие мастера своего дела: Михаил Ульянов в роли Клааса, Олег Даль как Ламме и другие. Их игра так глубока и точна, что персонажи кажутся живыми.
Особенно поразителен был образ Клааса — жизнерадостного и оптимистичного труженика, оказавшегося в центре страшных событий. Михаил Ульянов показал всю многогранность личности героя: его борьбу с несправедливостью, страх перед казнью и отчаяние. Его игра была настолько убедительной, что образ Клааса из книги теперь для меня навсегда связан именно с этим исполнением.
Таким образом, фильм «Легенда об Уленшпигеле» — это поистине уникальная работа, которая сочетает в себе верность оригиналу и новаторские идеи, что делает его достойным внимания зрителей и ценителей классики.
Сказочная история, увлекательно разворачивающаяся на фоне исторических событий Испании XVI века, приобретает невероятную глубину и значимость благодаря своему сюжету. В центре повествования — кровавая эпоха Инквизиции и её бескомпромиссная охота на ведьм, в результате которой тысячи безвинных женщин были обречены на страшную казнь, приведшая к трагическому упадку красоты и благородства Европы.
Действие разворачивается вокруг романа двух юных душ — Тиля и Нелы. Они с раннего детства знакомы и обмениваются взаимными чувствами, даже помышляя о свадьбе в будущем. Однако судьба имеет другие планы для этой парочки. Тиль и Нела — беспечные клоуны, бродящие по городским улицам с целью развлечения публики и собственного существования. Но их жизнь оказывается под угрозой из-за прямолинейности и дерзости Тиля, который часто позволяет себе шутить в адрес представителей церковного истеблишмента. В эпоху строгой Инквизиции даже малейший намек на оскорбление может стоить жизни.
Так случилось, что однажды Тиль перешел черту и был арестован, приговорён к смертной казни через повешение. Однако история не могла обернуться таким трагическим исходом для главного героя…
Одним из самых притягательных элементов картины является её актерский состав — визитная карточка советского киноискусства, включая такие имена как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов, Вера Васильева. Наличие таких звёздных персонажей на экране обеспечивает уверенность в качестве фильма. Стоит отметить и интересный факт — роль Тиля предполагалось доверить тогда ещё молодому Александром Абдулову, но режиссёрский штаб по какой-то причине предпочёл неизвестному иностранцу Лембиту Ульфсака. Возможно, они стремились к европейскому олицетворению главного героя и его менее известной персоной.
Съемки фильма, проведенные в 1970-х годах, поражают своим масштабом и глубиной воссоздания эпохи. Для натурных съёмок выбраны исторические места в европейской части Советского Союза, особенно близкие к Прибалтике, где сохранились архитектурные элементы, напоминающие древнюю Испанию. Креативный коллектив также черпал вдохновение из произведений великих мастеров искусства — таких как Иероним Босх и Франциско Гойя.
Режиссёры уделили особое внимание воплощению театральных образов на экране, создав атмосферу, напоминающую постановки Марка Захарова. В картине представлены как положительные персонажи, вызывающие сопереживание и сочувствие, так и отрицательные — королевская знать и церковное начальство. Отрицательные герои выглядят особенно мощными и влиятельными, тогда как положительные оказываются обречены на поражение и страдания. Но именно эта противопоставленность делает фильм притягательным и драматичным.
Такая история не может быть безыскусной — ведь испанская Инквизиция действительно считается одним из самых мрачных периодов в истории человечества. Даже если кто-то найдёт слишком жестоким или чрезмерно тёмным образ царствующих правителей и духовенства, стоит помнить, что это было реалией того времени. Человеческие жизни тогда теряли всякую ценность, словно монеты без номинала.
Несколько десятилетий назад фильм «Легенда о Тиле Уленшпигеле» произвел на меня сильное впечатление. Первый раз я увидела его втайне от родителей, ведь во второй половине 1970-х годов такие картины предназначались исключительно для взрослой аудитории. Тогда фильмы с поцелуями и объятиями считались неуместными для глаз молодежи, а Император Карл V, ведущий себя вопреки монашеским правилам, мог показаться чем-то невероятным и даже отталкивающим. Время выхода таких фильмов на экраны было поздним, и молодые люди собирались у друзей или подруг с тем, чтобы посмотреть эти картины втайне от родителей.
Мы рыдали над судьбами персонажей и проклинали жестокость инквизиции. Наши сердца были полны горя за Тила Уленшпигеля и Ламме Гудзака, двух друзей, которые боролись против несправедливости своего времени.
Позднее я пересмотрела фильм лишь мимолетно, задумываясь о происходящем поверхностно. Школьные уроки истории вновь напомнили мне некоторые сцены из фильма. Некоторые моменты казались знакомыми и драматичными, однако меня поразило то, как мало изменилось за века — лишь одежды и орудия уничтожения людей стали другими.
В 1990-х годах я прочла книгу Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке», где рассказывалось об их забавных, отважных приключениях во Фландрии. После прочтения книги мое отношение к фильму изменилось, но не могу точно сказать, что именно. Однако я поняла, что этот фильм оставляет след в глубинах подсознания.
Сегодня, когда уже минули драматичные 2000-е годы и мы пережили несколько «концов света», мне кажется удивительным, как актуален остается фильм. Как будто мы бродим по кругу, любя и ненавидя одновременно, чествуя подвиги прошлого и проклиная его зло. Единственная разница между тогда и теперь – это одежды и оружие, которое мы держим в руках.
Может ли это быть результатом работы машины времени? Или же история напоминает нам об уроках прошлого для того, чтобы избежать повторения ошибок будущего? Это вопрос, требующий серьезного размышления и анализа.
Каждый раз пересматривая фильм «Легенда о Тиле», я вновь наслаждаюсь мастерством актеров. Евгений Леонов играет комические роли с невероятным энтузиазмом, словно он самый серьезный человек на свете. Короткая роль Михаила Ульянова и почти мимолетное появление Веры Васильевой также поражают своей виртуозностью. Наталья Крачковская, Игорь Ясулович как предводитель слепых — это незабываемые образы. Иннокентий Смоктуновский и Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова, а также несравнимая Наталья Белохвостикова создают непревзойденную картину мастерства.
Режиссура фильма также привлекает внимание. Постановка «доперестроечных» лет и современных фильмов не могут сравниться между собой, хотя и существуют режиссеры настоящего времени, достойные восхищения. Однако их число невелико, а большинство творят работу скорее для массового потребления.
Этот фильм остается живым свидетельством эпох, заставляя нас задуматься о том, что значит быть человеком в любом времени.