сериал На ножах (1998)

Актеры:
Андрей Давыдов, Николай Добрынин, Ольга Дроздова, Александр Феклистов, Игорь Горбачев, Елена Майорова, Алексей Миронов, Владимир Протасенко, Ирина Розанова, Вячеслав Вдовин
Режисер:
Александр Орлов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 11
(28.09.2012)
Рейтинг:


Городок, где разворачиваются события сериала, известен своей умиротворённостью и регулярностью повседневных ритмов. Ежедневная жизнь местных жителей протекает в спокойствии и стабильности: однообразные трудовые будни, повторяющиеся лица знакомых соседей – всё это создаёт атмосферу уюта и благополучия, лишённую каких-либо значимых потрясений или стрессов.
Однако эта тишина была нарушена внезапно. В город прибыли два молодых парня из столицы, чьё появление стало истинным шоком для местного сообщества и заложником новых неизведанных испытаний. С их появлением в жизнь городка вошли значительные перемены: как радостные моменты, так и множество неразрешимых проблем. Жители оказались втянутыми в сложную лабиринт любовных переплетений, молвы, обмана, сожаления и предательства.
Тихий уголок сельской жизни был превращён в поле битв за сердца и души жителей. Город стал местом бесконечной игры из интриг и неожиданных поворотов судьбы, где каждый новый день приносил новые вызовы и испытания. Теперь перед каждым человеком встал вопрос: сможет ли мирный уклад жизни восстановиться после всех пережитых волнений? Или же город навсегда останется пленником новых реалий, полным тайн и скрытых намерений?
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Малоизвестно среди русских классиков девятнадцатого столетия, что Лесков практически не имеет экранизаций своих произведений. Из обширного литературного наследия великого писателя были отобраны лишь несколько работ для их трансформации в кинематографические проекты, которые в целом не выделялись особым изобретательством или оригинальностью.
Особенно обидно то обстоятельство, что мир, описанный Лесковым, настолько многогранен и живописен, что его адаптация для экрана могла бы стать не только достойной, но и стильной экранизацией, увлекательной и интересной для зрителей. Идеально подошли бы его произведения для создания сериалов, наполненных юмором, анекдотами и яркими, колоритными персонажами.
Одним из немногих режиссеров, взявшимся за экранизацию творчества Лескова, стал Александр Орлов. Успех его фильму был предопределён даже в случае если бы его режиссура не отличалась высоким качеством. К тому же, момент для создания фильма оказался особенно удачным – работа над ним и выход на экраны пришлись на период активных либеральных реформ.
Выбор 1998 года как год экранизации был особенно вдохновляющим. Это дало возможность создать фильм, который не только идеологически соответствовал духу Лескова, но и звучал современно. Собственно, противодействие Лескову со стороны его современников (в частности из-за его «консерватизма») долгое время препятствовало созданию полноценных фильмов на основе его произведений.
Однако Александр Орлов решил преодолеть все стереотипы и в своём фильме он с потрясающей ясностью показал две ключевые черты, характеризующие Лескова и историю в целом. Он продемонстрировал, что сам Лесков был гениальным писателем, который не только разоблачал революционеров, но и раскрывал различные аспекты жизни – от накипи социального недуга до мошенничества и нигилизма.
Каждый эпизод в фильме служит иллюстрацией этих мыслей. От выборочных изменений сюжетов книг (например, исключённая «петербургская линия», которая развивалась бы в демократическом окружении), до актёрского состава, играющего главные роли.
Отдельно стоит отметить уникальность персонажей Горданова (Добрынина), Висленева (Виноградова) и блестящую Глафиру (Майоровой). Их независимость от корней и неприкаянность, подчеркнутые Орловым, создают мощную визуальную ленту. С другой стороны, обаяние и жизненная сила местных персонажей – отца Евангела (Феклистова), Капитана Форова (Владимир Иванов) до помещика Водопьянова (Дмитрий Назаров) – добавляет фильму уникальную глубину.
Таким образом, можно утверждать, что Орлов как режиссёр сумел выделить из фельетонного текста для Каткова сам Лесков. Он бережно сохранил и даже усилил эмоциональный накал произведений, сделав их более глубокими и убедительными.
Внушения отца Евангела буквально пробивают сердце слушателя, особенно когда они адресованы Висленеву – презирающему Россию персонажу. Также стоит отметить прощание Глафиры с её мужем, которого она сама по своей вине и подаче убила.
Интересны также нежные песнопения монахов и черниц, а также встреча генеральши Синтяниной с Подохеровым у пруда под елями. Немаловажно отметить и поединок Третьего отделения с Гордановым.
Визуально фильм скромен и целомудрен, но он напоминает произведения известных художников Крамского и Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. Композитор Мартынов создал музыку, которая удачно дополняет картину.
Надеемся, что современные режиссёры вдохновятся работой Орлова и обратят внимание на творчество Лескова. Особенно интересной могла бы стать экранизация его вершинного произведения – «Соборяне», момент для которого уже более чем подходящий.
Экранная версия произведения Лескова представляет собой истинное украшение для поклонников русской классики. В этом телевизионном проекте представлен целый спектр человеческих качеств и ситуаций: от глубокой любви до бездушного преступления, от алчности до моральной подлости, а также философские размышления, делающие фильм насыщенным и многогранно интересным. Актерская игра здесь не вызывает сомнений, за исключением манеры речи Ирины Розановой, которая временами выглядит несколько нелогичной из-за необоснованных пауз.
Что касается персонажей, их сложно четко разделить на главных и второстепенных. Каждый участник сюжета уникален и многогранный, привлекая внимание своей сложностью и противоречивостью характеров. Например, Глафира, казавшаяся вначале злодеем за свой план убийства старого мужа, который подобрал ее после бурной жизни с оппозиционерами, внезапно вызывает сочувствие из-за обстоятельств, в которых она оказалась. Горданов, позиционирующий себя как влиятельный лидер тайных организаций, на деле оказывается ничем не примечательным подлецом.
Висленев – это глупый и безответственный юродивый, а Лара – расчетливая женщина. Форов – добрый человек с изрядной долей слабости к алкоголю, его жена же, несмотря на собственную преданность племянникам, кажется чересчур мягкосердечной, учитывая их поведение. Однако Андрей и Александра выглядят несколько плоскими персонажами, слишком идеализированными в своем положительном образе. Андрей особенно портит своим неопределенным отношением к девушке из-за своих принципов и собственной жене.
Линия развития отношений между Александрой и ее пожилым мужем также кажется чересчур идеализированной: он знает о её любви к другому мужчине, но благословляет это. Возможно, такое может случиться в жизни, но здесь это выглядит неестественно.
С другой стороны, Глафира получает то, что заслуживает, а Ропшин удивляет своим проявлением темной сущности, которая и оказывается самым влиятельным персонажем. В целом, сериал достоин внимания своей насыщенностью и сложными характеристиками героев. Я настоятельно рекомендую его к просмотру всем любителям качественной литературы и киноискусства.