Противостояние (1985)

сериал Противостояние (1985)

Актеры:
Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Виктор Гоголев, Александр Филиппенко, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Сергей Бехтерев, Владимир Головин
Режисер:
Семен Аранович
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 6 (30.01.2013)
Рейтинг:
8.52
8.00
Кинолента охватывает два исторических периода — СССР 1940-х и 1990-х годов прошлого века. В эти времена произошло череда кровавых убийств, которые потрясли общество своей жестокостью и безжалостностью. Следствие позволило установить специфический стиль преступника, который был приписан некогда коллаборационисту Николаю Ивановичу Кротову — бывшему союзнику нацистов. В 1941 году, будучи рядовым в РККА, Кротов совершил предательство и перешел к противнику вместе с раненым политруком. В поисках правды полковник Сергей Иванович Костенко вынужден вскрыть секретные архивы войны, чтобы восстановить трагическую историю преступника и найти подтверждение его причастности к последующим злодеяниям. Тщательное исследование прошлого может раскрыть новые факты и помочь сформировать полную картину событий, которые продолжали сотрясать страну спустя много лет после окончания войны.
Рецензии
Данное произведение обладает двумя неразрывно связанными аспектами: оно не только представляет собой пронзительный детектив и психологический триллер, но также содержит мощную моральную и патриотическую составляющую. По моему мнению, именно эта сторона работы вызывает наиболее острую реакцию у определенной части зрителей нашего сайта — политически ориентированных либералов, которые скорее всего не станут присваивать фильму высокие оценки из-за его консервативных нот. В любом случае, это не подростковая лента для любителей экшена, а глубокое произведение искусства, способное заставить задуматься даже самых искушенных зрителей. Если вы еще не смотрели этот фильм, хочу отметить, что здесь нет стандартных элементов жанра: нет динамичных погонь и перестрелок, впечатляющих спецэффектов или бешеного темпа действия. Однако это отнюдь не означает, что лента уступает сериалу по уровню притягательности. С первых же кадров создается непреходящее чувство реалистичности и достоверности происходящего на экране. Режиссер виртуозно справился со своей задачей, создав атмосферу постоянного напряжения и тревоги, которая по мере развития сюжета достигает пика накала страстей. Хотя я могу описать только свои личные впечатления от просмотра и не берусь утверждать, что каждый зритель испытывает те же эмоции, всё же стоит отметить, что создатели фильма постарались на славу. Помимо сюжетных поворотов, значительное впечатление производит музыкальный ряд картины: звучание непрерывно нагнетает напряжение и подчеркивает атмосферу прошлых лет. В воспоминаниях зрители неизбежно перенесутся в эпоху восьмидесятых годов, когда быт был значительно более спокойным и размеренным, что лишь усиливает контраст с трагичностью изображаемых событий. Смертельный поединок между рассудком и безумием, интеллектом и жестокостью. Костенко — опытный следователь МВД, который не только занимается поисками и обезвреживанием опасного преступника, но также является живым свидетелем тех лет, когда война была повседневностью. Его противник — это человек, воспитанный в условиях насилия и террора, с пустыми глазами и холодным сердцем. Актер Андрей Болтнев блестяще изобразил образ загнанного зверя, создавая у зрителя ощущение непосредственной угрозы. Эта эпоха прошла, но её следы всё ещё видны в глазах исполнителей главных ролей. Взять хотя бы Олега Басилашвили — его роль для меня является одной из лучших за всю карьеру актера благодаря глубине и проникновенности воплощения персонажа. Зверь в игре выбрал белые фигуры. Каждый ход следствия, каждая крупица информации может стоить кому-то жизни. Смерть становится неотъемлемой частью процесса раскрытия тайн прошлого, которые вновь оживают под натиском расследования. Молодому следователю Кардаве приходится скрывать глазами горе старушки, ждущей сына уже четверть века и спрашивающей безнадежно: «Не ездил ли сынок? Не было ли чего нового?» Каждая страшная игра имеет своё окончание. Итог развязки потрясает до глубины души, вызывая непередаваемые эмоции и оставляя после себя чувство опустошенности. Заключаю своё повествование словами из заключительных титров фильма: «Я просмотрел сотни метров архивной хроники, собранную нами материал по различным судебным процессам с участием предателей. Я заметил, что вместо попыток найти сообщников Лебедева и Кротова, я стал внимательно разглядывать лица этих людей. Я старался понять, как им удалось стать врагами собственного народа. Но ответ так и не пришёл ко мне. Итак, может быть лучше забыть об этом? Ведь их было совсем немного. Однако теперь я вспоминаю Панков, Берлин, Трептов парк, наших убитых солдат и их могилы. Говорят, что одна смерть — это трагедия, а миллионы — статистика. Но мне очень не хочется соглашаться с этой мыслью. За каждой фамилией на граните памяти скрывается человеческая боль. Память живёт!»
Невероятно поразило меня отсутствие отзывов о замечательном советском телесериале. Сочувствуя такому печальному положению вещей, я решил внести свою лепту и попытаться исправить ситуацию. Мое восприятие данной работы можно назвать безусловно положительным. Вначале перед зрителем предстает рядовой детективный сериал: следователь, убийство и тайна невероятного масштаба, держащая весь сюжет в напряженном ожидании. Однако уже вскоре становится ясно, что стандартные шаблоны не применимы. На первый взгляд скромная тайна стремительно превращается в огромную проблему, решение которой требует невероятных усилий и жертв. Вся трудность заключается в том, что казавшаяся наивной история уголовного розыска оказывается необычайно глубокой с исторической и моральной точки зрения. Следователь, мастерски воплощенный Олегом Басилашвили, сталкивается с самым значимым делом в своей карьере. Перед ним открывается путь к отысканию и поимке наиболее опасного преступника, которого он когда-либо встречал. На протяжении всего сериала зритель становится свидетелем великолепной борьбы умов — интеллектуального противостояния мощнейших соперников. Авторы сумели создать атмосферу напряженности без использования банальных гонок и перестрелок, что делает просмотр ещё более захватывающим. Исторический контекст, который раскрывается в процессе расследования, придает фильму особое великолепие. Детективная история превращается не только в поиск и поимку преступника, но также становится исследованием философских, общечеловеческих мотиваций и моральных устремлений основных персонажей. Особое внимание заслуживает чудесная игра Олега Басилашвили. Его персонаж постепенно трансформируется, становясь все более решительным и глубоко погруженным в дело. Сыщик отличается упорством, изобретательностью и логичностью, доводя расследование до логического завершения. Не менее важна роль основного антагониста — с таким отвратительным персонажем мне ранее не приходилось сталкиваться. Картина «Противостояние» демонстрирует край натуры человека, когда в нем ничего человеческого просто не остается, а сам он превращается в дикое и опасное животное, вызывающее только омерзение. Заслуга здесь принадлежит актеру Андрею Болтневу. Впечатляющая игра антагониста усиливает общую значимость проекта. Наконец, хочу подчеркнуть, что перед нами — один из лучших детективов всех времен и народов, достойный внимания каждого любителя данного жанра.
В десятилетие до того, как Роберт Де Ниро и Аль Пачино сойдутся в эпическом противостоянии на широких экранах, советское телевидение удостоило зрителя показом черно-белого мини-сериала под названием «Противостояние». Основная идея обоих произведений заключается в том, что добро и зло встречаются лицом к лицу: преступники пытаются скрыться, а представители закона стараются их задержать. Если персонаж Де Ниро вызывает симпатию зрителя, то герой Андрея Болтнева в мини-сериале «Противостояние» вызывает исключительно чувство отвращения и страха. Такое отвращение обусловлено тем, что персонаж Кротов обладает уникальной способностью внушать страх. Чем больше человек боится его действий и возможностей, тем сильнее становится ненависть к нему. Прежде чем «Противостояние» появилось на экранах, советский кинематограф уже успел порадовать зрителя множеством детективов и триллеров, где герои совершали убийства, лгали и воровали. Однако до момента показа этого сериала никто не представлял себе такого изощренного, подготовленного и безжалостного противника, как Кротов. Невозможно найти убежище ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем от этого хитроумного преступника. Кротов обладает способностью менять внешность и вливаться в общество незаметно для окружающих. Он всегда на страже, готовый к бою, и только чистая сила закона может его остановить. Это сила, которая защищает память, справедливость и закон. Сериал отличается своей динамичностью и экономичностью в изложении материала: все события развиваются настолько естественно, что никакие дополнительные детали не требуются. Выдающаяся игра Андрея Болтнева и Олега Басилашвили заслуживает высшей похвалы. Если в сборнике лучших советских боевиков и детективов есть какое-то место, то «Противостояние» определенно не попадает туда. Оценка: 7 из 10
С глубоким недоумением наблюдаю за безудержным восторгом, который вызывает данный телесериал. Никакого повторения знаменитого "17 мгновений весны" не произошло. Сюжет переплетается хаотично, логические связи нарушены, а сцены несут в себе множество противоречий и нелогичностей. Актёрская игра оставляет желать лучшего – она практически полностью лишена достоверности и профессионализма. Единственным объяснением широкой популярности этой работы может быть то, что с окончания Великой Отечественной войны прошло всего 40 лет, когда люди ещё остро переживали горечь потерь и лишений тех тяжёлых времён. Основная идея повествования заключается в том, что бывший предатель родины (хотя слово "бывший" здесь звучит крайне условно) заметил уникальный кусок золота и ради него начал совершать преступления. Однако весь сюжет сфокусирован исключительно на погоне за преступником, а не на анализе его целей и мотивов. Факты вводятся поверхностно, отрывочно, что создает ощущение неполного и размытого повествования. Я имела возможность просмотреть оба варианта сериала – оригинальную версию 1986 года и современную адаптацию. Несмотря на некоторые улучшения, новая версия существенно уступает старой по многим аспектам. По моей оценке, данный сериал заслуживает всего лишь два балла из десяти.