Война и Мир (1965)

сериал Война и Мир (1965)

Актеры:
Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Виктор Станицын, Ирина Скобцева
Режисер:
Сергей Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1965
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.09.2013)
Рейтинг:
8.14
8.30
«Война и мир» — произведение такой масштабности, что многие режиссеры-постановщики посвящали ему огромные усилия в попытке его адаптировать для экрана. Однако согласно мнению почти всех кинокритиков, единственной экранизацией, которую можно считать достойной, является лента Сергея Бондарчука, над которой он трудился более шести лет. Бондарчук, признанный гуру своего времени в области киноискусства, сумел глубоко ощутить и передать всю неповторимую атмосферу эпохи балов и сражений, а также многослойность характеров героев. Он мастерски изобразил их внутренний мир, мысли и переживания, которые делают этих людей живыми и многогранными. Не меньшую значимость имеет актерский состав, где каждый исполнитель демонстрирует высший уровень профессионализма. Они сумели органично вписаться в атмосферу эпохи и привнести свою уникальную интерпретацию персонажей. Экранизация Сергея Бондарчука, вышедшая на экраны в 1969 году, была удостоена множества наград, в том числе «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Этот киношедевр бесспорно заслуживает внимания зрителей и представляет собой отличную возможность познакомиться с творческим наследием великого кинематографиста. В заключение стоит отметить, что данная лента по праву считается одной из самых значительных экранизаций в мировой истории киноискусства.
Рецензии
В пятнадцатом веке приобретение красок было почти непосильной задачей! Даже в культурном центре Европы — Флоренции — найти их было крайне сложно. Крайне высокая стоимость этих веществ обусловлена не только сложным процессом производства, но и редкостью используемых материалов, которые добывали из самых отдаленных уголков мира. Во-первых, основа аквамариновой краски добывалась у берегов Па-де-Келе, где запах рыбы был столь сильным, что его невозможно было перенести. Во-вторых, лазурит привозили из таких далеких стран, что его можно смело назвать "там, за тридевять земель". Этот минерал доставляли верблюдами по караванному пути, и он не отличался приятным ароматом: его запах был куда ближе к вони верблюжьего навоза, чем к благоуханию роз. И последнее, но не менее важное — метациннабарит! Этот минерал считается самым экзотическим и редким на свете. Его добыча требовала невероятных усилий и пота мужчин. С таким запахом никто бы не стал возить эту краску в Флоренцию, если бы она не стоила копейки! Поэтому все, что удавалось продать из этих материалов, шло за большие деньги. Однако проблемы не заканчивались на этом. Люди покупали краски не просто так — они требовались для создания картин. Вот и проблема номер два — холсты! Из конопли можно было сделать качественные холсты прямо в Флоренции, но процесс этот затягивался на долгое время. Когда художник посылал своего ученика с поручением ускорить производство, тот либо не возвращался домой, либо приходил домой каким-то странным, тихо бормочущим и улыбающимся человеком. Метациннабарит особенно усиливал эти эффекты на людей. Художникам приходилось использовать льняные холсты, чтобы не потерять всех своих помощников. Но если все хотят покупать только один вид холстов, их цена резко возрастает — и это знали даже во Флоренции. В общем, получив краски и холсты, художникам приходилось думать еще о рамах! Без красивой рамы картина не привлекала внимания зрителя. В те времена люди были очень избирательны в отношении материалов для оформления картин — даже если бы они знали, что такое телевизор! Картина в осиновой раме была бы сбита камнями и помидорами. Кленовые или ольховые рамы могли быть восприняты как преступление. А дуб — это уже было вызовом. Но карельская береза, которую тщательно выбирали флорентийские мастера, становилась идеальным выбором! Однако представьте себе, сколько усилий и денег требовалось для доставки этих рам из Карелии до Флоренции — города на берегу речки Арно. Это было подобно эпизоду из мифического путешествия Красной Шапочки! Но муки флорентийских художников были прямым отражением стоимости их работ, и в таких условиях родился шедевр Леонардо да Винчи — «Мона Лиза». Теперь вопрос: зачем я это рассказываю при обзоре романа Толстого "Война и мир"? Все потому, что сегодня многие оценивают фильмы исключительно по их бюджету. Но считать "Войну и мир" только через затраты — все равно что рассматривать «Мону Лизу» лишь с точки зрения стоимости используемых в ней красок. Со временем технологии меняются, но искусство остается вечным. Возможно, через несколько десятилетий появится новый фильм о "Войне и мире", где все батальоны будут нарисованы компьютером и управляться искусственным интеллектом! Однако сегодня ни одно создание современной техники не может сравниться с живыми актерами, которые сыграли в оригинальной версии. Вячеслав Тихонов, Анатолий Кторов, Василий Лановой и другие актеры своей игрой подарили нам настоящие шедевры! Их работа была настолько талантливой и эмоциональной, что до сих пор вызывает восхищение и радость. В то время, когда создание таких фильмов казалось невероятным, они сотворили нечто непревзойденное. Таким образом, фильм 1960-х годов по роману Толстого — это своего рода «Мона Лиза» кинематографа. Это уникальный шедевр, который до сих пор вдохновляет и восхищает нас своей глубокой эмоциональностью и мастерством исполнителей.
Не могу не признаться в своем восхищении: экранизация Сергея Бондарчука к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — это поистине образец для подражания. Испытав желание оставить свой отзыв после просмотра всех четырёх эпизодов этого шедевра, я обратилась к первоисточнику, прочитав роман с непосредственным вниманием и усердием перед тем, как приступить к изучению фильма. Это решение было продиктовано стремлением ощутить весь спектр эмоций и деталей, которые может предложить произведение такого масштаба. Описать словами ту полноту эмоций, которую я испытала как при чтении романа, так и при просмотре фильма — задача почти невыполнимая. Невозможно понять тех людей, кто считает «Войну и мир» утомительным чтением: первые страницы, возможно, вводят читателя во вкус, но затем история раскрывается в своей полной красочной сложности. Особенно яркими становятся батальные сцены фильма — третьего и четвёртого эпизодов. Эти моменты, которые уже были великолепными на страницах романа, приобретают новые грани в кинематографической форме. Эффект не столько от инвестиций в производство, сколько от мастерства режиссёра, оператора и актёрского состава. Время создания фильма делало такие сцены практически нереальными — именно поэтому они так поражают своей точностью и масштабом. Сын Сергея Бондарчука, Федор, не смог последовать по стопам отца: его работы кажутся невнятными, не способствующими восторгу зрителя. Он предпочёл путь легкого успеха, создавая блокбастеры и боевики с излишними спецэффектами и недоразумениями вместо глубоких персонажей. Возвращаясь к «Войне и миру», нельзя не отметить великолепную игру актёров. Безусловно, Михаил Тихонов мастерски исполнил роль Андрея Болконского, хотя мне бы хотелось видеть его немного более молодым, как в моём представлении из романа. Но всё равно этот выбор не умаляет достоинства работы Тихонова. Однако я была совершенно поражена игрой Василия Ланового — Анатоля Курагина. Его персонаж, такая сложная гусарская личность с беспрецедентной харизмой и вольнодумством, был описан безупречно. Впечатления от его работы остаются со мной до сих пор. Среди других актёров стоит выделить Ирину Скобцеву — её Элен Болконская, хотя и была талантливо исполнена, казалась немного не вписавшейся в общую картину. Это единственный минус, который я могу заметить. Сравнивать этот фильм с его современными аналогами было бы неправильно — разница очевидна. Любые попытки экранизировать произведение Толстого за рубежом кажутся мне бездарными: понимание русской души, которая не поддаётся никаким правилам и нормам, должно быть врожденным. Фильм Сергея Бондарчука — это классика кинематографа, которую следует увидеть каждому. Это произведение помогает понять глубину мысли и чувства Льва Толстого.
Вероятно, именно мы, представители поколения нулевых, сможем оценить истинную ценность и культурное значение этой картины в мировом кинематографе. Когда упоминается, что некоторые эпизоды настолько выдающиеся по своей гениальности, это действительно так! Например, представьте себе великолепные сцены битвы под Аустерлицем и Бородинского сражения – они просто поражают воображение. Создатели фильма проделали колоссальный труд, ведь все эти сцены были созданы без использования современных компьютерных технологий. Перед таким мастерством хочется снять шляпу и поклониться в ноги за создание подлинного шедевра искусства. Уверен, что Лев Николаевич Толстой бы оценил эту экранизацию и нашел в ней множество плюсов. Кто может не полюбить этот сериал? Хотя актриса Савельева не полностью соответствует образу Черноглазой Наташи, которую мы себе представляем по роману Толстого, ее энергичность и эмоциональность делают эту роль неповторимой. Я уже наслышан о других кандидатках на роль Наташи Ростовой, но мне не хочется видеть никого другого в этой роли. Тихонов же играет Андрея Болконского с достоинством и глубиной чувств. Да, можно сказать, что это не идеальный образ для многих зрителей, но тот персонаж, который он создал, уже полюбился сердцам множества людей. То же самое можно сказать о других актерах: Анатолии, Болконском-старшем и его сестре, а также всей семье Ростовых. Элен, роль которой вызывает у многих подозрение своей двусмысленностью и сложностью характера, была сыграна интересно. Как-то я прочитал комментарий на одном из киносайтов о том, что Беата Тышкевич могла бы идеально сыграть эту роль. Однако это лишь предположение – у меня нет возможности судить об этом, ведь я не видел ее в роли Элен. Режиссер заслуживает благодарности за труд по экранизации такого объемного романа с множеством побочных персонажей и сюжетных линий. Он позволил своей жене сыграть небольшую роль, что вызвало определенные споры среди зрителей. Но стоит ли забывать о том, что двумя-тремя десятилетиями ранее это было вполне обычным явлением для кинематографа? Вспомним Орлову и Александрова, Ладынину и Пырьева... Сергей Бондарчук также сыграл Пьера Безухова с глубоким пониманием образа. Хотя некоторые зрители могут быть недовольны его трактовкой, я считаю ее правдивой и достоверной. Отдельное внимание хочется уделить музыке к фильму, созданной Овчинниковым. Главная тема, которую он написал для картины, потрясающе мелодична и пронзительна. Она как будто вплетена в слова "Война и мир", создавая незабываемую атмосферу и погружая зрителя в события фильма. Все четыре эпизода получились на высшем уровне, полностью соответствующие книжной версии Толстого. Представьте себе труд режиссеров при создании огромного количества православных сцен! Однако без этих подробностей картина потеряла бы значительную часть своей атмосферы. Такие успешные экранизации редко появляются в веке, и их трудно сравнить даже с лучшими американскими комедиями, бессмертными боевиками или короткометражками от лучших европейских режиссеров. В "Войне и мире" есть что-то особенное, невыразимое, что помогает понять великий труд Толстого над романом. Этот фильм я включил бы в список своих самых любимых, сравнивая его с другими киношедеврами.